В основу исследования легла антропологическая и социально-психологическая монография Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», где автор размышлял: «Ответом на экзистенциональные дилеммы могут стать созидательность или разрушительность в действиях людей. Человек один осознает себя существом, сотворенным без его согласия и желания. Но его разум и воображение движут настоятельной потребностью выйти за пределы этого пассивного, ограниченного состояния и стать творцом собственной жизни».
Понятие «деструкции» в прямую противоположность конструктивному искусству ставит перед собой цель создать ощущение или иллюзию дисгармонии, диспропорции или хотя бы деформации художественного целого, чем вызвать (в конечном счёте) дискомфорт.
Суть в том, что целостность человеческого бытия состоит из взаимного перехода противоположностей, а значит одни и те же экзистенциальные (высшие) потребности человека могут быть удовлетворены абсолютно противоположными средствами.
Деструктивность — инструмент, из которого вытекает нестабильность. В принципе, можно сказать, что деструктивность не всегда имеет негативный характер, так как она удовлетворяет высшую потребность. Когда происходит разрушение, целостная система разбирается на составляющие, искажается, а значит становится нестабильной. Из этого нестабильного можно произвести/ создать/ собрать нечто новое.
Куратор проекта Кристина Ситникова предлагает участникам поразмышлять на тему созидания через разрушение: «Главный вопрос, на который я предлагаю художникам подумать: Может ли деструктивность привести к созиданию? Если да, то какими способами у вас это получится?».
Выставку можно разделить на две части: зона «внутренней» деструктивности и зона «внешней» деструктивности. В первой — рассматривается разрушение человеческой психики, души. Это условное пространство, где формировалось мировоззрение человека. Зона может представляться зрителю домом, мастерской, комнаткой, уголком на даче, где он проводил свое детство, воодушевлялся. Зал формируют работы, которые относятся к темам: детства, духовности, воспитания и постоянного самокопания.
Во второй части разрушение направлено на какие-либо внешние объекты, окружающую среду. Если речь идет о саморазрушении, то оно направлено на тело, физическую оболочку. Деструктивность выходит за рамки внутреннего. Работы, представленные в этой зоне, словно создают хаос, взрыв. Художники работают с такими материалами, как бетон, металл, железо, гипс, аэрозольные балончики для граффити.
Выставка является результатом open-call. В проекте приняли участие 16 внешних художников и 13 студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Участники выставки — Майкл Арутюнян, Инна Гришечкина, Света Керро, Алина Киселева, Катарина Лав, Алена Майдан, Тимофей Максимов, Елизавета Мовчан, Анна Минаева, Мелания Никифорова, Валерия Огай, Евгения Платонова, Марина Петрова, Алина Рыбальченко, Анна Силивончик, Анастасия Сорокина, Александра Сыренова, Наталия Федорова.
Дата открытия: 23 июля 2021 в 19:00 – вход свободный.___________________________________
Выставка «СОЗИДАНИЕ РАЗРУШЕНИЕМ» 12+
Дата проведения: 23 июля 12 сентября 2021 года.
Время работы: вт–вс 11:00–20:00
Галерея «Нагорная» Объединения «Выставочные залы Москвы»
Ул. Ремизова, д.10, м. «Нагорная» 8 (495) 123 65 69
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.